Узоры художественной ковки
Завиток - такая привычная для нас форма. Каждый знает, что обозначает это слово. Нас окружает бесчисленное количество завитков. Мы встречаем их в различных орнаментах и украшениях: в оформлении книг, резьбе по дереву, вышивке, коврах, архитектурных деталях, керамике, ювелирных изделиях, чеканке и, конечно же, в художественной ковке. Но все эти завитки - творение рук человеческих. А много ли завитков в природе? Оказывается, на удивление мало! Например, в нашей средней полосе количество настоящих завитков, которые встречаются в природе, можно сосчитать по пальцам одной руки. Это, конечно, улитка, бараний рог, молодые побеги папоротника, свернувшаяся многоножка кивсяк, хоботок бабочки да, пожалуй, и все. То есть никак нельзя сказать, что завиток настолько привычная и заметная форма в окружающей нас природе, что она так и просится в наши орнаменты. Скорее наоборот, количество завитков в природе столь ничтожно, что завиток можно считать символом, который использует человеческое сознание для абстрактного изображения окружающего мира. А что же можно изобразить в виде завитка? Оказывается, довольно много разных объектов, которые, кстати, в жизни завитками совсем не являются! Это различные растения и растительные формы, животные, морские волны и многое другое. Здесь нужно отметить, что завиток, как элемент художественной композиции, типичен скорее для различных орнаментов, нежели для картин или иллюстраций. Сам по себе завиток вполне абстрактен. Завитки одной и той же формы можно встретить в орнаментах разных эпох, разных народов. Однако завитки могут быть очень разными - отличаться друг от друга по характеру и толщине линии, по плотности спирали. И эти характерные черты завитка, это различие в подобном, как раз и создает то эмоциональное воздействие, те художественные образы, которые так по-разному сформировались в различных стилях изобразительного искусства.
Как давно появился завиток в качестве декоративного элемента, используемого человеком для украшения различных предметов, в том числе элементов архитектуры и скульптуры?
Завиток, как вполне сформировавшийся декоративный элемент, можно встретить в античной архитектуре и прикладном искусстве, античной керамике, в орнаментах на стенах древних дворцов Вавилона , в орнаментах, украшающих древние византийские храмы, в прикладном искусстве и архитектуре древнего Китая, древнего Вьетнама и древней Индии, прикладном искусстве и архитектуре американских индейце. В древнем искусстве славянских народов, в том числе и русском, широко использован завиток как в орнаменте, так и в стилизованных изображениях животных.
Особняком стоит только африканская культура. Это очень интересный факт, но в африканском искусстве практически не используется завиток как декоративный элемент, как часть орнамента, как абстрактная фигура художественной композиции. Для африканского искусства характерны конкретные образы - в основном люди и животные. В африканских орнаментах используются прямолинейные геометрические фигуры - ромбы, квадраты, треугольники, полоски, реже плетенки и косицы. Даже в мощном, художественно развитом искусстве древнего Египта с его замечательной скульптурой и архитектурой, яркой и красочной росписью стен, богатой орнаментами и фризами, в замечательном прикладном искусстве, не используется завиток как элемент художественной композиции.
Изобразительная культура множества народов такого огромного материка, как Африка не использовала завиток в своей художественной палитре знаков и символов. В этом заключается ее своеобразие и отличие от искусства народов других континентов. Эту особенность нужно учитывать, делая стилизации в африканском стиле.
Справедливости ради надо отметить, что в древнем Египте завиток был каким-то сакральным знаком и использовался в рисунке амулетов в сочетании с глазом, как определенный религиозный символ, но в искусстве и архитектуре не применялся.
Использование и развитие завитка в художественной ковке железа.
Родоначальником кузнечного ремесла в Библии назван близкий потомок Адама - Тувалкаин. Значит, сколько себя помнит человечество - столько существует кузнечное дело. Кузнечная мастерская изображена на античной вазе VI века до н. э. Возможно, это мифическая кузница Гефеста (Вулкана) - однако само изображение свидетельствует о том, что художник имел прототипом реальную кузницу своего времени . Причем технология ручной ковки вполне современна - наковальня, клещи, молот.
Несмотря на такую древность кузнечного ремесла именно художественная ковка железа появляется достаточно поздно. Первые образцы декоративных железных кованых решеток, дошедших до наших дней, датируются XII веком н. э. И примечательно, что главным декоративным элементом этих решеток является именно завиток.
В связи с этим можно отметить такую особенность кузнечной технологии - имея в качестве исходного материала железный пруток - изготовление из него завитка - это самый простой способ добиться значительного художественного эффекта. Правда, хорошее качество работы и сложившаяся кузнечная технология этих образцов дают нам право предположить, что первые подобные решетки могли появиться лет на 100 или 200 раньше - т. е. в X или XI веке.
Вероятно, широкое развитие художественной ковки стало возможным в результате появления на средневековом рынке промышленного полосового и пруткового железа.
Дальнейшее развитие художественной ковки происходит стремительно и грандиозно. Появляются сотни и тысячи замечательных произведений декоративно-прикладного искусства. Возникают замечательные кузнечные технологии. Мастерство, с которым выполнены некоторые вещи, восхищают нас и сегодня.
Однако вернемся к главной теме этой статьи - т. е. к завитку. Рассмотрим, как завиток трансформировался с изменением художественной идеи, происходившим вместе с изменением мировоззрения людей Европейской части нашего континента, начиная с раннего средневековья и до наших дней. Иными словами - какие формы и линии завитков присущи различным стилям изобразительного искусства. Как завиток разветвлялся, закручивался, раскручивался, обрастал деталями, иссыхал, деформировался и изламывался в период с XI по XX век.
Х1-ХII века. Романский стиль в художественной ковке.
Завитки сплошным ковром покрывают всю поверхность решетки. Но это не хаотичное нагромождение. Завитки строго организованы. Прослеживаются четкие линии, чаще вертикальные, которые создают конструктивную основу решетки.
Характерными являются следующие узоры художественной ковки: завитки вырастают и разветвляются из одного корня, из-за этого более толстого, часто перехваченного хомутом; развитие и соединение завитков симметрично и периодично; размеры соседних завитков весьма разнообразны; большие завитки или очень плотные, или имеют в середине цветок, сделанный из маленьких завитков; пруток, из которого сделаны завитки, имеет прямоугольное сечение.
Начало XIII века можно считать переходным.
Середина XIII, XIV, XV века и начало XVI века - это готика.
Формообразование в готическом стиле геометрически выверено. В основном готический ордер - это части окружности, создающие соответствующие этому стилю формы. Завиток не созвучен готическому формообразованию. В готических решетках и других кованых предметах, завиток стилистически не нужен и его почти нет. Правда, кованые жиковины дверей готических соборов иногда представляют собой мощное собрание завитков, но это, скорее, отголосок романского стиля. Как и для романских, для готических решеток характерна мощная конструктивная основа вертикальных, реже горизонтальных, линий. Попытки приспособить завиток к готическим решеткам совершались, но следует признать, что решетки без завитков стилистически точнее и интереснее. Для готических решеток характерно применение прутка сложного профиля.
ХV-ХVII века – художественная ковка эпохи ренессанса (возрождения).
В решетках на окна эпохи ренессанса завиток снова выступает как основной элемент художественной ковки. Но в отличие от оконных решеток романского стиля и готики - решетки ренессанса в основном выполнены из прутка круглого сечения. Технология изготовления решеток на окна эпохи ренессанса значительно сложнее романской. В ней часто используется прием прошивки, что позволяет спиралям одного завитка пересекать спирали другого. Появляется характерная для ренессанса решетка из пересекающих друг друга прутков, иногда в виде «восьмерки».
Для кованых решеток ренессанса характерно вплетение в орнамент из завитков плоскостных элементов, иногда имеющих расходящиеся и утончающиеся к концам «усы», заканчивающиеся завитками.
Значение несущих прямых рамных конструкций уменьшается, рама становится менее заметной, и в большинстве решеток она только замыкает рисунок по наружному контуру.
Завиток в эпоху ренессанса весьма своеобразен и красив, а мастерство художественной ковки, с которым выполнены пересечения и соединения деталей, восхищает само по себе.
Развитие художественной ковки в 17 - 18 веках
ХVII-ХVIII века – кованые орнаменты в эпоху классицизм.
Во второй половине XVII века, в связи с увлечением античностью, в художественной ковке (вместе с архитектурой) появляются образцы, выполненные в классическом стиле.
Завиток в кованых решетках классицизма не несет главенствующей изобразительной нагрузки в отличие от романского стиля или ренессанса.
Кованые произведения декоративно-прикладного искусства обрастают скульптурными формами, выполненными в технологии чеканки и литья. Это связано с изобразительным рядом античных деталей: копья, венки, аканты, рельефы, розетки и т. п. Завиток иногда вытягивается, приобретая овальные формы. Сечение прутка прямоугольное.
В некоторых классических кованых решетках завиток выступает очень мощно, он скорее напоминает скульптуру. Это завитки, состоящие из акантовых листьев, имеющие пышные развитые формы.
Завиток присутствует почти во всех классических композициях, но главный акцент делается на скульптурные элементы и детали.
Барокко - XVIII век.
В начале XVIII века барокко - вполне состоявшийся стиль, в котором развиваются идеи классицизма. В изобразительном ряду барокко остается скульптурная рельефность форм, а вот военная атрибутика, практически, полностью исчезает. Кованые решетки становятся более пышными. Завиток приобретает характерные для этого стиля изломы и гребни. В орнамент вплетаются рельефные элементы: маски, изображения животных и птиц, вазы, розетки, короны, гербы, фигуры людей, цветы и другие скульптурные формы.
Для художественной ковки в стиле барокко характерен выход двух завитков из одного центра. Завиток в барокко почти всегда сильно развит - он усилен гребнями, листами, цветами, дополнительными линиями, кольцами и решетками. Сечение прутка или прямоугольное или более сложное, рельефное. Середина завитка плотно скручена и часто рельефно выступает из общей плоскости. В рисунке некоторых решеток используется иллюзия пространственной перспективы. Итак, завиток в барокко снова становится доминирующим изобразительным элементом. К середине XVIII века барокко преобразуется в рококо. Как и барокко, рококо продолжает классическую традицию. В рококо присутствуют те же элементы, что и в барокко, однако завиток становится гораздо более изломанным. Если в барокко завиток хорошо развит и довольно активно закручен, то в рококо он заканчивается маленьким «хвостиком» или вообще веточкой. Барокко имеет четкую ясную вертикально-горизонтальную геометрическую основу и симметрию, а рококо, сохраняя вертикальную ось симметрии, часто располагает линии рисунка под углом к вертикали, а иногда вообще асимметрично. Как и в барокко, основным изобразительным элементом решеток рококо - является завиток, но изломанный; он сильно выгнут в разные стороны. Еще активнее применяются гребни и листья. В отличие от романского стиля и ренессанса, в барокко и рококо почти не прослеживается последовательное «вырастание» одного завитка из другого, а отдельные завитки или их группы соединены в некую композицию. В рококо даже изначально прямые линии несколько изгибаются и извиваются. Рококо - это стиль, борющийся с линейностью, но все же не победивший ее полностью, так как эта «борьба» происходит в рамках вполне прямоугольной наружной рамы. В связи с отсутствием крупных композиционных акцентов решетки рококо иногда напоминают довольно равномерный ковер из завитков.
XVIII - XIX века. Неоклассицизм и ампир.
Во второй половине XVIII века рококо сменяется второй волной классицизма. Завиток снова становится мощным и развитым. Присущий барокко и рококо гребень исчезает, зато активно применяются различные скульптурные формы: акантовые листья, пальметты, лавровые венки, различные литые розетки и рельефы. Завиток вполне активно участвует в композиции рисунка, но замысловатость соединений, присущая ренессансу, барокко и рококо отсутствует. Завиток иногда становится прямоугольным, созвучно меандру, а иногда меандр становится округлым, состоящим из ряда завитков, созвучно другим завиткам композиции. Рисунок кованых решеток неоклассицизма отличается четкостью и относительной простотой геометрии, наличием хорошей амплитуды толщин элементов, т. е. сочетания активных толстых и изящных тонких линий, включением в композицию большого количества рельефных скульптурных форм. Сечение проката - прямоугольное. Военная атрибутика почти не встречается. Постепенно тенденция развития простоты рисунка и ясности геометрических линий приводит к появлению ампира. В начале XIX века - ампир вполне сформировался как стиль. Являясь продолжением классического ордера, ампир в своем изобразительном строе использует античные контуры и формы, однако завиток, как часть визуального ряда и как декоративный элемент чужд ампиру. Для кованых решеток ампира характерны простые прямые линии, перекрестья, круги, прямоугольные меандры, венки, ленты, копья, стрелы, боевые топоры и другая военная атрибутика. Детали композиции ампира либо линейны, либо скульптурны (т. е. присущи технологии литья), поэтому ковка времен ампира хотя и многочисленна, но не интересна и малозначительна.
Кованые изделия в стиле историзм - XIX век.
В середине XIX века на смену ампиру приходит историзм. Он подытоживает эпоху увлечения античностью. Историзм включает в себя все классические стили - классицизм, барокко и рококо, но несколько их трансформирует и перемешивает. Завиток в историзме снова становится одной из главенствующих частей композиции. Интересно, что в тех решетках историзма, которые копируют линейную композицию барокко и рококо, на завитках обычно отсутствует характерный для этих стилей гребень, а используются акантовые листья и венки, более присущие классицизму. Наряду с классическими стилями историзм использует мотивы ренессанса и готики, хотя обращается к ним намного реже. Историзм - это период исканий, смены приоритетов. Старые стилевые рамки не отвечают духу времени, а новые идеи еще не сформировались. Поэтому историзм, как бы, «достает из сундука прошедших эпох» все, что было накоплено, заново пересматривает и примеряет - не подойдет ли что-нибудь. В результате, даже удается создать несколько вполне оригинальных орнаментов. Но орнаменты эти больше подходят для техники литья. В кузнечном же деле историзм не показал ничего нового и интересного.
Дальнейшее развитие художественной ковки
Конец XIX начало XX века - модерн (Агt Nouveau) В конце XIX века на смену классическим формам и «раскопкам» историзма приходит новая яркая изобразительная идея - модерн. Направления и разновидности стиля модерн очень разнообразны. Это обширный растительный стиль, более строгий геометрический модерн, по-своему интересный исторический модерн, переработавший идеи изобразительного искусства Египта, античности, готики и развившийся в целое направление - русский стиль. Однако все направления модерна объединяет особая декоративная идея. Во-первых, модерн в большинстве своих направлений не является продолжением и развитием классических стилей, в основе которых лежало использование достижений античной культуры. И если античная культура, черпая свои художественные образы из жизни и системы верований, была вполне искренней и первичной, то классицизм XVII-XIX веков, имея другую систему религиозных ценностей и, смешав ее с античной мифологией и эстетикой, как 6ы любуясь культурными достижениями античности, был вполне вторичен. Модерн - это новая, первичная, как например, готика для своего времени, художественная концепция. Во-вторых, модерн, вырвавшись из оков классического ордера и тисков прямоугольной геометрии и симметрии, выработал новый изобразительный ряд, новый взгляд на композицию и ее детали. В-третьих, модерн - гораздо внимательнее, чем предшествующие стили, рассмотрел красоту линий и форм живой природы и применил это в своей эстетике. Своеобразие работ, заслуга мастеров и художников эпохи модерна, в том числе и мастеров художественной ковки, состоит в том, что они, не копируя буквально тот или иной предмет, дерево или птицу), использовали в своих композициях сам принцип природного формообразования. К завитку художники модерна также подошли многопланово. В различных направлениях модерна, роль завитка в композиции имеет различную значимость. В растительном модерне - традиционный завиток практически отсутствует, да и стилистически он не нужен. В некоторых случаях плавная спираль завитка заменена особыми ломаными формами. В геометрическом модерне завиток иногда присутствует, как важный элемент композиции, а иногда отсутствует вовсе. В некоторых композициях модерна завиток, в его традиционном виде, является доминирующим художественным элементом, а иногда - просто буйно заполняет все композиционное пространство. Иными словами, модерн пользуется завитком, как своеобразной «краской» своей палитры - применяя ее там, где это нужно. Однако, в формообразовании и соединении завитков модерна можно заметить следующее: в большинстве случаев оно вполне традиционно, такое же, как в романском стиле, ренессансе или классических стилях. Тем не менее, эта традиционность не мешает композициям модерна иметь свою ярко выраженную идею стиля. Здесь, пожалуй, еще раз можно удивиться той абстрактности и универсальности завитка, которая позволяет ему оставаться важнейшим композиционным элементом совершенно разных художественных концепций. Движение и жизнь, которую символизирует завиток, всегда привлекают к нему внимание художников и мастеров. Возвращаясь к модерну, можно отметить, что, по сравнению с другими стилями изобразительного искусства в художественной ковке модерн, пожалуй, наиболее интересен. В модерне было найдено огромное многообразие весьма различных художественных решений и идей. Кузнечные технологии обогатились массой новых приемов, которых требовали новые линии модерна. Идеи модерна вполне актуальны и сегодня. В последние несколько лет интерес к модерну особенно возрос. Многие архитекторы решают фасады и интерьеры современных зданий именно в стиле модерн, и это, несомненно, продиктовано вкусами заказчиков.
XX век - Арт-деко.
Некоторые художественные решения, относящиеся к модерну, уже содержат элементы арт-деко. Однако между этими стилями существует принципиальная разница. Арт-деко - это шаг от модерна к конструктивизму. Поэтому рисунок арт-деко геометрический и композиции этого стиля, в большинстве своем, симметричны. В них нет форм, присущих растительному модерну, нет пластической свободы модерна. Тем не менее - это очень интересный и своеобразный стиль. В художественной ковке арт-деко весьма ярок и значителен. Не все композиции в стиле арт-деко включают в себя завиток, однако там, где завиток используется, на него возложена, пожалуй, главная изобразительная задача. Завитки «вырастают» не плавно один из другого, а соединяются между собой под резким углом, как бы ломая плавность линии. Другой характерной особенностью завитков в арт- деко является волнистость. Вообще, завиток в арт-деко часто используется для заполнения некоторой декоративной поверхности, своеобразного создания пятна из завитков, как части общей композиции рисунка. В арт-деко очень широкое применение получило декорирование поверхности металла различными текстурами и фактурами. Это, в частности, характерно и для завитков. В некоторых композициях арт-деко завитков так много, и они так плотно соединены, что сами завитки превращаются в фактуру или текстуру. С точки зрения кузнечного ремесла - вещи, сделанные в этот период, отличаются очень высоким уровнем мастерства и своеобразными кузнечными технологиями, позволяющими соединять огромное количество мелких и крупных деталей. Тщательная проработка поверхностей, четкость соединений, наличие большого количества элементов, различные фактуры, интересные и сложные композиционные ходы, делают произведения декоративно-прикладного искусства периода арт-деко значительным шагом в развитии художественной ковки. Арт-деко - это, пожалуй, последний своеобразный стиль XX века, выработавший в ковке свои новые, интересные особенности и характерные черты. Последующие три четверти XX в. и начало XXI в. не показали в художественной ковке ничего нового и интересного: либо ковка была чужда последующим стилям XX в., либо повторялось нечто старое и хорошо известное. В последние два десятилетия можно отметить появление значительного интереса к художественной ковке. Интересно, что в это время используются изобразительные средства и приемы всех вышеперечисленных стилей, однако в последние годы можно отметить особый интерес к модерну и, совсем уж недавно, к арт-деко. Тем не менее, дальше идей, значительных шагов в художественной ковке не просматривается. Сегодняшнее время в России представляется некоторым культурным упадком по сравнению с началом XX столетия, и значительным подъемом художественного и технологического уровня кузнечного ремесла по сравнению с советской эпохой, когда художественная ковка была почти полностью уничтожена. Тем не менее, прослеживаются некоторые тревожные явления, которые на вербальном уровне свидетельствуют об изменении мировоззрения. Так, например, последние несколько лет в нашем языке, в знак одобрения, вместо слова «красиво» все чаще звучит слово «прикольно». Это говорит о некоторой смене приоритетов. Такой взгляд на изобразительное искусство может привести к потере профессионализма художников, к утрате культурных ценностей, к расцвету «циркачества» и «фокусничества». Может даже возникнуть своеобразный «прикольный, дикий стиль» - соответствующий культурным запросам современного общества. Возможно, это проявление внедряемого нам западного мировоззрения. Возможно - форма социального протеста, попытка уйти от реальности жизни в мир игры, в мир фантастических вещей, не важно - красивые они или не очень, главное, чтобы были «прикольные», - развлекающие и отвлекающие. А может быть, наблюдаемое в последние годы, достаточно последовательное увлечение идеями далекого прошлого и есть своеобразное пробуждение от эпохи советского одичания, обращение к собственной истории, к собственным культурным корням. Подводя итог всего вышеизложенного, хочется подчеркнуть, что целью данной статьи было сфокусировать внимание читателя на такой, казалось бы, известной и привычной форме в природе и искусстве как завиток, показать, что в художественной ковке завиток - это очень интересная и универсальная фигура, выступающая как знак, как краска, как звук для создания разнообразнейших орнаментально-художественных композиций в нужном стиле и в нужном ключе, способ создать определенное настроение и определенный стиль.
Дата публикации: 01.08.2014 г.
Автор: Лев Панченко